Перші згадки про перебування євреїв на Закарпатті

 |   | 

Первые сведения о пребывании евреев в Закарпатье относятся к концу XVII века. Речь шла о единицах. В Ужго­роде в 1690 году проживали 2-3 еврейские семьи. Но числен­ность евреев в области росла довольно быстро. В теперешнем областном центре Ужгороде (древнее название города -Унгвар), небольшая еврейская община была создана уже в 1724 г. В 1777 при общине была открыта школа, а в 1805 г. построена первая большая общегородская синагога. В 1849 г. в Ужгороде и комитате Унг (административная единица тех времен, объединяющая несколько районов) уже проживало 6717 евреев (все население комитата составляло в это время 108 286 человек). (Социография Ужгорода и комитата Унг Ужгород, 1940 г. На венгерском языке. Из статьи известного историка евреев края Мора Горовица).

    Подобный быстрый рост еврейского населения был ха­рактерным и для других частей области. Параллельно воз­растал удельный вес предпринимательской деятельности евреев в экономике региона. При их участии создавались промышленные предприятия, росла их роль в торговле. На­полнялась содержанием также духовная и религиозная жизнь. Характерно в этом отношении то, что именно в Уж­городе жил всемирно известный знаток талмуда – торы Шломо Ганцфрид, автор знаменитой книги «Кицур Шулхан Арух» (краткое изложение свода законов иудаизма), извес­тной во всем еврейском мире. Книга была написана в 1864 году. Ее автор похоронен в Ужгороде в 1886 году.

    Еврейское население области увеличивалось за счет естественного роста. Значительной была миграция из других регионов, главным образом Галиции, которая после 3-го раз­дела Польши вошла в состав империи Габсбургов. Это было обусловлено не только экономическими причинами. Дело в том, что здесь, особенно в ее венгерской части, сформирова­лись более благоприятные условия для проживания евреев.

 Рост еврейского населения области, наметившийся в первой половине XIX века, продолжался нарастающими темпами и в дальнейшем. Это объясняется, прежде всего, притоком еврейского населения из других регионов авст­рийской империи, главным образом, из Галиции. Эта мигра­ция была обусловлена не только экономическими причина­ми. Уже венгерская буржуазно-демократическая революция 1848-1849 г.г. провозгласила равноправие всех народов, в т.ч. и евреев. Но эта революция была подавлена при помощи царской России. Ее плоды по-настоящему созрели в 1867 г., после провозглашения т.н. дуализма, т.е. создания вместо единой империи Габсбургов, двуединой Австро-Венгрии.

Для венгерской части империи начались годы либера­лизации экономической, общественно-политической и ду­ховной жизни. В стране бурно развивалась промышленность, создавались, не без участия евреев, заводы, наметился рас­цвет национальной науки и культуры, духовной жизни.

Этот процесс не обошел и северо-восточную Венгрию, т.е. Подкарпатский край. Одним из первых актов нового вен­герского правительства было провозглашение свободы веро­исповедания. Евреям, наравне с другими конфессиями, было предложено зарегистрироваться в министерстве культов. С этой целью был созван конгресс еврейских общин. Но к единому мнению они не пришли. Не удалось прийти к со­глашению и на конгрессе, созванном год спустя. Религиоз­ная жизнь евреев Венгрии оставалась разобщенной, разде­лённой на несколько течений — от строго ортодоксальных до реформистских. Но эта разобщенность не отразилась на отношении к евреям со стороны властей. Общины — разные ее течения — пользовались свободой деятельности.

Рост еврейского населения, укрепление его экономиче­ского положения создали возможность не только для укреп­ления материальной базы общин, но и для строительства сво­их социальных и культурных учреждений. В Ужгороде, например, была построена большая синагога — настоящий шедевр мавританской архитектуры. Она была передана в пользование в 1904 году; здесь же была создана первая об­щинная больница, значительно расширенная в начале 20-х годов на средства зажиточных евреев, в т.ч. тех выход­цев из города, которые проживали в США.

(Переглядів: 436 )

Читати більше

На Полонині Руній відновили Поклонний Хрест У четвер, 3-го травня, Високопреосвященніший Феодор, архієпископ Мукачівський і Ужгородський звершив освячення відновленого Поклонного Хреста, що зазн...
Місії в Баранинцях… "О, Маріє, без гріха зачата, молись за нас, що до тебе прибігаємо" - всесвітньо відома маленька молитва з великими можливостями. Нещодавно наша молодь...
Закарпатська єпархія допомагає українським бійцям Українська Православна Церква Київського Патріархату на Закарпатті продовжує допомагати українським військовослужбовцям, які захищають рідну землю від...

Про автора

Залишіть коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікована. Обов'язкові поля позначені *