Торжество Православ’я: у що ми віримо? (рос.)

Торжество Православ’я: у що ми віримо? (рос.)

 |   | 

В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия — и людей часто раздражает само это выражение.

Некая группа людей объявляет, что провозглашает окончательную и предельно важную истину о реальности. А все, кто с ней не согласны, — пребывают в заблуждении.

Не слишком ли заносчиво? Не ограничиться ли тем, что мы тут провозглашаем наш путь, а у других людей — свои пути, которые тоже помогают им найти смысл в жизни, утешение перед лицом страданий и смерти, и помогают им быть хорошими людьми? В каждой избушке свои погремушки, почему именно ваша традиция должна быть признана чем-то исключительным?

Тем более, что для внешнего наблюдателя Православие хорошо вписывается в мир религий. Священные тексты, которые читают на слегка непонятном языке, священный календарь, который привязывает повседневную жизнь к событиям священной истории, служители в специальных облачениях, традиционные молитвословия, читаемые торжественным речитативом, специальные обряды, отмечающие важнейшие события жизненного цикла — рождение, свадьбу, похороны… У буддистов, индуистов, зороастрийцев, да у кого угодно еще, можно найти все то же самое — с поправками на местные культурные традиции. Ответ на глубочайшую потребность человека как-то осмыслить и упорядочить свою жизнь, как-то отрегулировать свои отношения с мирозданием и своими ближними…

А что делает исключительной, например, книгу? Это книга среди других книг — переплетенные листы бумаги, покрытые буквами, заключенные в плотной, иногда картонной, иногда кожаной обложке, ее можно открыть и читать также, как и любую другую. Книгу отличает ее содержание — и, собственно, весь смысл ее существования в этом содержании. В чем содержание Православия? О чем эта традиция? Кого (или что) мы право-славим?

 Одну историческую личность, Человека, жившего на Ближнем Востоке, там, где сейчас государство Израиль, уже около двух тысяч лет назад. Звали этого человека Иисус; Он проповедовал и исцелял — но самое удивительное в Нем было не это. Он говорил о Себе поразительные вещи, которые и сейчас полностью меняют жизни людей, которые им верят. Он говорил, что Он имеет власть прощать грехи. Что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он придет судить все народы в последний день. Что цель Его появления на Земле — принести Себя в жертву ради спасения людей, и что те, кто примут эту Жертву покаянием и верой, обретут вечную жизнь. Он установил Таинства, в которых нам надлежит проявить нашу веру — Крещение, Евхаристию и другие.

Он сказал, что Он — единственный путь к Отцу. Притязания Церкви — это не притязания собрания людей. Это притязания одного человека — Иисуса Христа. Церковь возвещает их во всей их серьезности — и просто не может смягчить их или подредактировать. Это не наши слова, а Его.

Как сказал английский писатель Джон Толкин, «Нужна фантастическая воля к неверию, чтобы предполагать, что Иисуса никогда “не случалось” в действительности, и еще более фантастическая — чтобы считать, будто Он никогда не говорил того, что за Ним записано, то есть таких слов, каких никто из живших тогда в мире людей даже и выдумать не смог бы — например, таких: Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин 8:58) или таких: Видящий Меня видит Пославшего Меня (Ин. 12:45), или о Святых Таинах у Иоанна (см. Ин. 6:56): “Тот, кто ест Мою Плоть и Кровь Мою пиет, будет иметь жизнь вечную”. Поэтому мы должны либо поверить в Него и в то, что Он говорил, и принять на себя все последствия этой веры, либо же отвергнуть Его и Его слова — и принять на себя все последствия такого шага».

Христиане — это те люди, которые верят в Него и в то, что Он говорил. Его притязания действительно исключительны — и они истинны.

Евангелие — это благая весть о том, что Бог сошел на землю и принял на Себя человеческую природу, чтобы спасти падший человеческий род. Эта весть слишком огромна, и ее трудно вместить — поэтому уже очень рано стали появляться люди, которые пытались ее подредактировать. Одни (как докетисты) полагали человеческую природу Христа иллюзорной; другие (как ариане) полагали, что Христос хотя и бог, но бог с маленькой буквы, хотя и высшее из творений, но все же творение, третьи выдвигали еще какие-то схемы. Церковь, после долгих и трудных споров, отстояла то свидетельство, с которым Сам Иисус выступает в Евангелии — Он есть полностью Бог и полностью человек.

В день Торжества Православия мы вспоминаем завершение эпохи великих споров — когда все ереси были отражены и истинная вера окончательно утвердилась. Поэтому в этот день мы празднуем не нашу исключительность — но исключительность Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека, который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Подготовлено изданием  ФОМА

(Переглядів: 13 )

Читати більше

Греко-католики пройшли традиційною Хресною Ходою вулицями найбільших міст Закарпаття   11 березня, у Хрестопоклонну неділю в Ужгороді пройшла традиційна Хресна Хода вірників Мукачівської греко-католицької єпархії - повідомляє виданн...
Участь духовенства в державній церемонії вшанування жертв голодоморів в Україні 25 листопада 2017 року на території Національного музею «Меморіал пам’яті жертв голодоморів в Україні» відбулася державна церемонія вшанування пам’яті...
У Підполоззі, що на Свалявщині, освятили новий церковний дзвін 24 травня 2018 р. у селі Підполоззя відбулося урочисте освячення нового дзвону, який буде відтепер скликати всіх прихожан на Святу Месу. Освячений був...

Про автора

Залишіть коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікована. Обов'язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.

x Shield Logo
This Site Is Protected By
The Shield →