Великий канон (рос.)

Великий канон (рос.)

 |   | 

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Что это за канон? О чем он и кем был написан?

В рамках совместного проекта Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует материал, подготовленный редакцией сайта «Фома в Украине».

Дата (новый стиль)

В 2017 году — 27 февраля – 2 марта и 29 марта.

Событие

Чтение Великого канона происходит по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием, и длится около двух часов. По сложившейся традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, и лучше всего — с параллельным переводом на современный язык.

Чтение происходит при свечах.

Канон также прочитывается полностью на утрени четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние».

Авторство

Автором канона является критский архиепископ VIII века святитель Андрей. Появление канона связывают с раскаянием архиепископа Андрея в ереси монофелитства*. Канон был дополнен великим современником святителя Андрея преподобным Иоанном Дамаскином.

Время возникновения

Великий канон получил общецерковное употребление в конце IX века.

Состав канона

Канон состоит из 250 тропарей (строф), вспоминающих события Священной истории от грехопадения Адама и до земной жизни Христа. Каждый тропарь сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Покаянная автобиография — так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своем поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души.

Библейская история повторяется из года в год в круге богослужений, и каждый человек, посещающий церковь, переживает давно прошедшие события так, как если бы они происходили здесь и сейчас.

Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный преподобным Романом Сладкопевцем: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй».

Покаянный канон вошел в общецерковное богослужение после землетрясения. Рукопись канона хранилась в монастыре святого Потапия в Константинополе. В 790 году столица империи пережила разрушительное землетрясение. Монахини монастыря св. Потапия спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. С собой они взяли рукопись канона и читали его, молясь об усмирении стихии. После этого канон стали читать сначала в дни бедствий, а затем и в дни Великого поста, сопроводив его коленопреклоненным чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина.

«Я — самый страшный грешник, виновный более всех людей» — главная тема Великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.

До семи лет Андрей не мог произнести ни слова, пока необъяснимым образом не был избавлен от немоты во время богослужения.

В течение 20 лет Андрей опекал приют для стариков и сирот, будучи архидиаконом храма святой Софии в Константинополе. В Константинополь он попал в качестве представителя монастыря Гроба Господня в Иерусалиме на VI Вселенском соборе, как один из самых образованных иноков этой обители.

Андрей был посвящен в епископы острова Крит. Тем временем в Константинополе произошел переворот, в результате которого императором стал еретик Филиппик. На Соборе 712 года власть силой заставила патриарха и епископов отказаться от решений VI Вселенского собора. В числе подписавших решение этого лжесобора был и епископ Андрей, впоследствии горько сокрушавшийся о своей уступчивости.

Церковный календарь соединил чтение канона Андрея Критского с днем памяти преподобной Марии Египетской, поэтому этих святых часто изображают на одной иконе. Церковь постановила читать жизнеописание Марии и канон в один день — так, чтобы призыв архиепископа к покаянию был проиллюстрирован наглядным примером. Пройдя путь от распутной женщины до святой, Мария стала ярким образом раскаявшейся и исправившей свою жизнь христианской души.

* Монофелитство — учение о единоволии Христа. — Ред.

(Переглядів: 15 )

Читати більше

Маленькі мукачівці відвідали святині Закарпаття Осінньою погожою дниною Недільна школа Свято-Вознесенського храму м. Мукачева під керівництвом протоієрея Вадима Гайдиша з благословення митрополита М...
У День всіх святих в Ужгороді освятять Меморіал загиблим воїнам АТО   1 листопада, у День всіх святих, в Ужгороді на пагорбі Слави здійснять освячення Меморіального комплексу загиблим воїнам АТО, Проект меморіалу обр...
“Без молитви і покаяння та добрих справ, піст стає всього лиш дієтою” – єпископ Варсонофій Глава Закарпатської єпархії Української Православної Церкви Київського Патріархату,, єпископ Варсонофій  звернувся до пастви із архіпастирським Словом...

Про автора

Залишіть коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікована. Обов'язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.

x Shield Logo
This Site Is Protected By
The Shield →